ЯХТ-КЛУБ
Севастопольский Императорский яхт-клуб — подлинное
украшение Приморского бульвара.
Яхт-клуб в Севастополе был основан в 1886 году, имел отдельную пристань, две яхты, несколько
шлюпок. Многие из членов клуба имели свои яхты, байдарки, шлюпки. Яхт-клубы объединяли людей, преданных морю и парусному
спорту, и давали возможность яхтсменам совершенствовать мастерство, участвовать
в спортивных соревнованиях. Севастопольский яхт-клуб ставил своей целью
«распространение охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах».
По уставу членами клуба имели право быть военные
моряки и, в основном, состоятельные жители города. Для избрания требовалось 2/3 голосов, вступительный взнос
составлял 25 рублей, годовой — 15 рублей. Офицеры освобождались
от вступительного взноса.В 1889 году в списках клуба состояло
18 судов, клуб насчитывал 103 члена, из них 99 — действительных, 4 —
почетных. Севастопольский яхт-клуб находился под покровительством
великого князя Алексея Александровича, почетным командором являлся
великий князь Александр Михайлович.
В конце 1880-х —
начале 1890-х годов для яхт-клуба было начато строительство специального здания.
Строилось здание «очередями», с 1889 по 1912 год. Свободная композиция выбранного для здания
псевдомавританского стиля позволяла по мере необходимости достраивать его новые
части.
Морской фасад севастопольского яхт-клуба являл собой поистине
необыкновенное зрелище сказочной восточной постройки. Здание украшали квадратные башенки, увенчанные
куполами со шпилями. По фасаду шла резьба по камню. Постепенно деревянные
конструкции фасадов, галерей и башен заменялись резным камнем и чугунным
литьем. Однако сохранявшееся обилие дерева в конечном итоге погубило здание,
дав в 1942 году пищу сильнейшему пожару.
Вот что об этом сказано в Путеводителе 1897 г.: «На одном конце
бульвара изящное двухэтажное здание в Мавританском вкусе. Здесь ресторан
с громадным балконом на море, и будущий курзал с просторной залой в два
света, городская библиотека. Внизу помещение яхт-клуба. За этим зданием
— красивая биологическая станция... На другом конце [бульвара] —
летний театр, красивое здание в виде терема, пристань яхт-клуба, здесь
же его маленькая флотилия, рядом ресторанчик с доступными ценами».
Яхт-клуб занимал нижний этаж. Просторный зал был
задрапирован флагами. В одной из комнат размещалась коллекция фотографий
знаменитых яхт. Из зала можно было попасть на обширный балкон с видом на море.
На втором этаже находились курзал (здесь проводились собрания и концерты), библиотека,
ресторан.
Летом в здании яхт-клуба помещалось Севастопольское городское
общественное собрание.
Неподалеку от самого здания на набережной бульвара
находилась пристань яхт-клуба.
К
1894 году яхт-клуб имел две яхты – «Почин» и «Финка» – и несколько шлюпок.
Многие члены клуба владели собственными яхтами, байдарками, шлюпками.
Лучшими
яхтами считались «Надежда», принадлежавшая известному российскому
предпринимателю, владельцу имения «Форос» А.Г. Кузнецову, «Василек» А.И.
Млинарича и «Мечта» Д.П. Грипари. К Севастопольскому яхт-клубу были приписаны паровые
яхты: «Тамара» великого князя Александра Михайловича и «Форос» А. Г. Кузнецова.
Открытие летнего сезона происходило в конце апреля –
начале мая. Газета «Крымский вестник» от 7 мая 1901 года сообщала: «Вчера на
пристани Севастопольского яхт-клуба было торжество поднятия флага на летний
сезон. Собрались члены яхт-клуба, представители флота, много гостей и дам. Для
поднятия флага на яхты были посланы воспитанники реального училища в морской
форме. Из них же был составлен хор певчих и хор музыки».
В течение летнего сезона яхт-клуб два-три раза
устраивал парусные и гребные гонки, гребную гонку яличников и парусную гонку
баркасников. Проводились также соединенные гонки судов Севастопольского и
Черноморского яхт-клубов. Правительство определило ежегодно, начиная с 1894
года, выдавать по 1000 рублей на призы победителям гонок. Кроме того, в 1890-е
годы клуб поддерживал А.Г. Кузнецов, передававший призы для победителей гонок.
Цитированный путеводитель не только описывает местоположение яхт-клуба, но и содержит некоторые сведения об его деятельности: «В течение лета яхт-клуб устраивает 4-5 раз парусные гонки, такие же гонки устраивают и моряки. То и другое полно интереса. Влияние гоночного спорта отразилось и на местном реальном училище. Один крупный подрядчик подарил училищу прекрасный бот, на котором воспитанники упражнялись в гребле и в управлении парусами».
Зимой комитет старшин Севастопольского яхт-клуба
устраивал в помещении клуба танцевальные, музыкально-вокальные,
литературно-музыкальные вечера, концерты, елки для детей членов клуба. Доход,
полученный от этих мероприятий, часто использовался для благотворительных
целей. Газета «Крымский вестник» от 10 апреля 1901 года извещала читателей:
«Комитет старшин Севастопольского яхт-клуба доводит до сведения публики, что 12
апреля в помещении яхт-клуба будет устроен музыкально-вокальный вечер. После
этого танцы. Плата 1рубль 10 копеек. Весь сбор предназначается в пользу
детей-сирот погибших моряков».
В марте 1909 года в городе создали Севастопольский
аэроклуб – один из первых в России. Он также располагался в здании яхт-клуба.
Здесь же размещались и другие военно-спортивные клубы.
В отличие от большинства Российских яхт-клубов, Севастопольский не
прекратил своего существования после революции. Он был национализирован и
преобразован в клуб гражданских моряков. После установления советской власти в Севастополе
парусным спортом получил право заниматься любой севастополец, и вскоре этот вид
спорта стал особенно популярным.
В 1917 году в этом здании находился клуб профсоюза
строительных рабочих, бывший одним из центров подполья в 1918-1920 годах.
В 1921 г. в здании бывшего яхт-клуба разместился
спортклуб «Водник». Клуб располагал тремя яхтами «Валькирия». Уже к 1924 г.
яхт-клуб пополнился 10 шлюпками, и при нем была открыта первая в городе «Школа
плавания с трамплином для прыжков». Впервые яхтсмены Севастополя приняли
участие в крупных соревнованиях: в 1928 – на I-й спартакиаде народов СССР, в
1945 был проведен первый чемпионат ЧФ по парусному спорту, с 1946 яхтсмены
Севастополя участвуют в Черноморских парусных регатах.
В годы Великой Отечественной войны здание яхт-клуба
было разрушено практически полностью, уцелела только часть стены.
После войны
уцелевшую часть здания - нижние части стен - использовали при строительстве летнего кинотеатра
«Приморский».
В 1993 году здание передано Севастопольской филармонии. В 1999
году были начаты работы по строительству концертного зала «Приморский».
Проектом предусмотрено три очереди строительства, первая из которых – бар на 50
мест – уже введена в эксплуатацию. Во вторую очередь планировалось строительство зрительного зала на 600 мест, в третью – строительство летней
эстрады.
Сейчас на месте бывшего яхт-клуба находится ресторан, бар и ночной клуб «Звездный Ильяс».
Архитекторы признают вполне возможной реконструкцию угловой башни яхт-клуба, это весьма оживило бы ансамбль Приморского бульвара и напоминало бы об утраченном историческом здании.
Всмотритесь
в старые фото, запомните очертания этого необычайного сооружения, чтобы,
прогуливаясь однажды по набережной Приморского бульвара, остановиться в нужном
месте, зажмурить глаза и представить на миг: вот оно – здание Севастопольского
яхт-клуба. Стоит только протянуть руку, сделать шаг – и вы уже на балкончике
под ажурным сводом. А перед вашими глазами живописная картина – море, горизонт
и вереница яхт под белыми треугольниками парусов...
Примбуль : связь времен - страницы 1, 2 (Яхт-клуб), 3 (Летний театр. Театр "Ренессанс"), 4 ("Варшавская кондитерская)
Комментариев нет:
Отправить комментарий