ПРИМОРСКИЙ БУЛЬВАР : история в фотографиях - 2. Примбуль : Яхт-клуб

ЯХТ-КЛУБ

 


Севастопольский Императорский яхт-клуб — подлинное украшение Приморского бульвара. 
Яхт-клуб в Севастополе был основан в 1886 году, имел отдельную пристань, две яхты, несколько шлюпок. Многие из членов клуба имели свои яхты, байдарки, шлюпки. Яхт-клубы объединяли людей, преданных морю и парусному спорту, и давали возможность яхтсменам совершенствовать мастерство, участвовать в спортивных соревнованиях. Севастопольский яхт-клуб ставил своей целью «распространение охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах».
По уставу членами клуба имели право быть военные моряки и, в основном, состоятельные жители города. Для избрания требовалось 2/3 голосов, вступительный взнос составлял 25 рублей, годовой — 15 рублей. Офицеры освобождались от вступительного взноса.В 1889 году в списках клуба состояло 18 судов, клуб насчитывал 103 члена, из них 99 — действительных, 4 — почетных. Севастопольский яхт-клуб находился под покровительством великого князя Алексея Александровича, почетным командором являлся великий князь Александр Михайлович. 
В конце 1880-х — начале 1890-х годов для яхт-клуба было начато строительство специального здания.
Строилось здание «очередями», с 1889 по 1912 год. Свободная композиция выбранного для здания псевдомавританского стиля позволяла по мере необходимости достраивать его новые части. 
Морской фасад севастопольского яхт-клуба являл собой поистине необыкновенное зрелище сказочной восточной постройки. Здание украшали квадратные башенки, увенчанные куполами со шпилями. По фасаду шла резьба по камню. Постепенно деревянные конструкции фасадов, галерей и башен заменялись резным камнем и чугунным литьем. Однако сохранявшееся обилие дерева в конечном итоге погубило здание, дав в 1942 году пищу сильнейшему пожару.
Вот что об этом сказано в Путеводителе 1897 г.: «На одном конце бульвара изящное двухэтажное здание в Мавританском вкусе. Здесь ресторан с громадным балконом на море, и будущий курзал с просторной залой в два света, городская библиотека. Внизу помещение яхт-клуба. За этим зданием — красивая биологическая станция... На другом конце [бульвара] — летний театр, красивое здание в виде терема, пристань яхт-клуба, здесь же его маленькая флотилия, рядом ресторанчик с доступными ценами». 
Яхт-клуб занимал нижний этаж. Просторный зал был задрапирован флагами. В одной из комнат размещалась коллекция фотографий знаменитых яхт. Из зала можно было попасть на обширный балкон с видом на море.
На втором этаже находились курзал (здесь проводились собрания и концерты), библиотека, ресторан
Летом в здании яхт-клуба помещалось Севастопольское городское общественное собрание.


Неподалеку от самого здания на набережной бульвара находилась пристань яхт-клуба. 
К 1894 году яхт-клуб имел две яхты – «Почин» и «Финка» – и несколько шлюпок. Многие члены клуба владели собственными яхтами, байдарками, шлюпками.
Лучшими яхтами считались «Надежда», принадлежавшая известному российскому предпринимателю, владельцу имения «Форос» А.Г. Кузнецову, «Василек» А.И. Млинарича и «Мечта» Д.П. Грипари. К Севастопольскому яхт-клубу были приписаны паровые яхты: «Тамара» великого князя Александра Михайловича и «Форос» А. Г. Кузнецова.

Открытие летнего сезона происходило в конце апреля – начале мая. Газета «Крымский вестник» от 7 мая 1901 года сообщала: «Вчера на пристани Севастопольского яхт-клуба было торжество поднятия флага на летний сезон. Собрались члены яхт-клуба, представители флота, много гостей и дам. Для поднятия флага на яхты были посланы воспитанники реального училища в морской форме. Из них же был составлен хор певчих и хор музыки».


В течение летнего сезона яхт-клуб два-три раза устраивал парусные и гребные гонки, гребную гонку яличников и парусную гонку баркасников. Проводились также соединенные гонки судов Севастопольского и Черноморского яхт-клубов. Правительство определило ежегодно, начиная с 1894 года, выдавать по 1000 рублей на призы победителям гонок. Кроме того, в 1890-е годы клуб поддерживал А.Г. Кузнецов, передававший призы для победителей гонок.


Цитированный путеводитель не только описывает местоположение яхт-клуба, но и содержит некоторые сведения об его деятельности: «В течение лета яхт-клуб устраивает 4-5 раз парусные гонки, такие же гонки устраивают и моряки. То и другое полно интереса. Влияние гоночного спорта отразилось и на местном реальном училище. Один крупный подрядчик подарил училищу прекрасный бот, на котором воспитанники упражнялись в гребле и в управлении парусами». 
Зимой комитет старшин Севастопольского яхт-клуба устраивал в помещении клуба танцевальные, музыкально-вокальные, литературно-музыкальные вечера, концерты, елки для детей членов клуба. Доход, полученный от этих мероприятий, часто использовался для благотворительных целей. Газета «Крымский вестник» от 10 апреля 1901 года извещала читателей: «Комитет старшин Севастопольского яхт-клуба доводит до сведения публики, что 12 апреля в помещении яхт-клуба будет устроен музыкально-вокальный вечер. После этого танцы. Плата 1рубль 10 копеек. Весь сбор предназначается в пользу детей-сирот погибших моряков».


В марте 1909 года в городе создали Севастопольский аэроклуб – один из первых в России. Он также располагался в здании яхт-клуба. Здесь же размещались и другие военно-спортивные клубы.
В отличие от большинства Российских яхт-клубов, Севастопольский не прекратил своего существования после революции. Он был национализирован и преобразован в клуб гражданских моряков. После установления советской власти в Севастополе парусным спортом получил право заниматься любой севастополец, и вскоре этот вид спорта стал особенно популярным. 

В 1917 году в этом здании находился клуб профсоюза строительных рабочих, бывший одним из центров подполья в 1918-1920 годах.
В 1921 г. в здании бывшего яхт-клуба разместился спортклуб «Водник». Клуб располагал тремя яхтами «Валькирия». Уже к 1924 г. яхт-клуб пополнился 10 шлюпками, и при нем была открыта первая в городе «Школа плавания с трамплином для прыжков». Впервые яхтсмены Севастополя приняли участие в крупных соревнованиях: в 1928 – на I-й спартакиаде народов СССР, в 1945 был проведен первый чемпионат ЧФ по парусному спорту, с 1946 яхтсмены Севастополя участвуют в Черноморских парусных регатах.


В годы Великой Отечественной войны здание яхт-клуба было разрушено практически полностью, уцелела только часть стены. 
После войны уцелевшую часть здания - нижние части стен  - использовали при строительстве летнего кинотеатра «Приморский».
В 1993 году здание передано Севастопольской филармонии. В 1999 году были начаты работы по строительству концертного зала «Приморский». Проектом предусмотрено три очереди строительства, первая из которых – бар на 50 мест – уже введена в эксплуатацию. Во вторую очередь планировалось строительство зрительного зала на 600 мест, в третью – строительство летней эстрады. 
Сейчас на месте бывшего яхт-клуба находится ресторан, бар и ночной клуб «Звездный Ильяс».
Архитекторы признают вполне возможной реконструкцию угловой башни яхт-клуба, это весьма оживило бы ансамбль Приморского бульвара и напоминало бы об утраченном историческом здании.

Всмотритесь в старые фото, запомните очертания этого необычайного сооружения, чтобы, прогуливаясь однажды по набережной Приморского бульвара, остановиться в нужном месте, зажмурить глаза и представить на миг: вот оно – здание Севастопольского яхт-клуба. Стоит только протянуть руку, сделать шаг – и вы уже на балкончике под ажурным сводом. А перед вашими глазами живописная картина – море, горизонт и вереница яхт под белыми треугольниками парусов...
Начало             

Комментариев нет:

Отправить комментарий